• с 09:00 до 18:00 (пн-пт)
  • Масштабируемая стоматология-конец частной практики?

    Автор: M. Mazza


    Стратегия Starbucks заключалась в том, чтобы открывать по одной кофейне на n количество местных жителей. Предложить самые низкие цены для привлечения клиентов. Уничтожить конкуренцию, получить монополию, а затем повысить цены (No logo – Naomi Klein, 2000). Сетевые стоматологии прямо сейчас действуют по тому же принципу: без лишнего шума, медленно, но уверенно завоевывают рынок. Изначально цены на услуги были минимальными. Теперь цены средние.

    В группах на фейсбуке, где стоматологи собираются поговорить о наболевшем, начинает ощущаться фрустрация, разочарование от ненастоящих ожиданий. Наша психика все еще пытается находить поводы для сомнений, отказываясь принимать очевидные факты быстро меняющейся реальности-вытеснение за Фрейдом. Поэтому в социальных сетях наши новостные ленты – как будто ничего не было-забиты рекламой маркетинговых курсов. Припев все тот же:"семидневный курс на Канарах: Узнай секрет прибыли с 6 нулями". Сделаем вид, что все хорошо. Ничего такого не происходит, все идет по плану.

    Правда же заключается в том, что стоматологи погружаются в кризис, а миллионные прибыли достаются сетевым стоматологиям.

    Впрочем, некоторые из особо бдительных начинают беспокоиться вопросом, что же на самом деле происходит.

    Все просто. Стоматология стала масштабируемой. Ровно два года назад я написал статью, в которой утверждал обратное. Насим Талеб утверждал обратное. В своих книгах он считал медицинские профессии, такие как проституция, не масштабируемыми.

    Что значит быть масштабируемым?

    Очень простой пример-производство товара бытового назначения: держатель рулона туалетной бумаги. Производитель делает проект держателя, условно, за 1 час. Отправляет файл на 3D-принтер, который начинает производить продукт. Принтер работает днем и ночью. Если нужно увеличить производство, просто покупается больше 3D-принтеров. Тот же проект (1 час работы) размножится на тысячах принтеров, если не на миллионах.

    Мастер, который изготавливает держатели для туалетной бумаги вручную, не выдерживает конкуренции и просто исчезает с рынка.

    Технологии 2.0 в стоматологии

    То, что постепенно превратило стоматологию из немасштабируемой в масштабируемую, - это оцифровка и последующая стандартизация рабочего процесса.

    Первыми, кто взял удар на себя, стали зубные техники. Предполагалось, что цифровые технологии улучшат качество продукции и саму производительность. Производительность увеличилась. Качество-нет. В то же время профессия "зубного техника" обречена на исчезновение. Роботизированные фрезерные станки днем и ночью вырезают зубы без перерывов на обед, перекур, без больничных, отгулов, выяснения отношений и просьб о повышении зарплаты. Качество посредственное, но всегда одинаковое – признаки масштабируемости. Благодаря этому в нашу эпоху новый зубной техник может легко стать суперпродуктивным за короткое время. Но он должен забыть о намерении открыть собственную лабораторию – даже в далеком будущем.

    Мы, стоматологи, считали, что защищены от масштабируемости.

    Что случилось? В течение последнего десятилетия нас соблазняли новыми технологиями версии 1.0: интраоральные сканеры, якобы спроектированные под размеры ротовой полости бегемота и абсолютно неточные; аппарат КТ размером с целую комнату; рудиментарный двухосевой CAD-CAM; фрезерные станки, пригодные разве что для уроков труда в начальной школе, двухмерные DSD сомнительного назначения, а также в последнее время – 3D-принтеры, с помощью которых, как я написал выше, можно напечатать вполне пригодный держатель для рулона туалетной бумаги, однако не более. Мы из своего кармана профинансировали транснациональные корпорации в экспериментальной фазе 1.0. Мы также способствовали появлению новых магистерских программ для нынешнего поколения инженеров. Мы профинансировали собственное самоубийство.

    Один пример из многих: недавно из США в Европу пришли центры, специализирующиеся на цифровой обработке данных для стоматологов. Работа осуществляется на профессиональном 3D-программном обеспечении, не доступном для стоматолога. Вы отправляете фотографии и КТ, а получаете полностью готовый проект реабилитации. DSD, набор начинающего фотографа с коллекцией объективов Nikon и черным зонтиком, уже успел устареть. Выброшенные деньги.

    Примерно в 2010 году технология была существенно усовершенствована. Заработанные на наших компульсивных покупках деньги вложены в развитие: появилась версия 2.0. Сканеры и фрезерные станки, программное обеспечение CAD стали более точными. Появились 5 осей. Аппараты КЛКТ уменьшились в размерах, а программа позволяет даже студенту последних курсов спланировать операцию по имплантации средней тяжести.

    Вот это да! Мы, стоматологи, счастливы. Наконец, мы можем установить больше имплантатов за меньшее время и с меньшим риском.

    Среднее качество, предсказуемость, репликабельность – масштабируемость. Даже неопытный стоматолог может быстро стать" продуктивным " ортопедом и имплантологом. А это две ключевые ниши стоматологии, когда речь идет о прибыли.

    Клиники расширяются. Особенно амбициозные мечтают об индустриализации. 10 или 20 кресел становятся легко достижимой целью. Количество сотрудников и управленческие расходы растут. Маркетинговые курсы новых стоматологов-бизнесменов процветают. Шампанское льется рекой, бизнес дает свои плоды.

    Между тем, на горизонте недавно масштабированной стоматологии появляется гораздо более прожорливый и хитрый хищник:

    Частные фонды прямых инвестиций

    Частные фонды прямых инвестиций-это профессиональные финансовые компании, занимающиеся управлением рисками, связанными с инвестициями. Мы говорим о людях, которые имеют дело с миллиардами евро.

    Почему финансовый мир заинтересовался стоматологическим бизнесом?

    Чтобы ответить на такой вопрос, нужно вернуться во времени на начало. Сетевые стоматологии без лишнего шума появились в США в начале 90-х годов. Чаще всего это был франчайзинг. В Европе Vitaldent открылся в 1991 году в Испании, затем в Португалии и Италии. Запуск франчайзинговых кругов медленный. Профессиональные ассоциации специалистов протестуют. Сетевые клиники страдают, начинают терпеть неудачи.

    2008 стал поворотным моментом: финансовый "Черный лебедь" знаменует собой начало тяжелейшего глобального экономического кризиса в истории. Банки разрушаются. Рынок недвижимости рушится. Финансовые гиганты, такие как Lehman Brothers, терпят поражение. Такие фразы, как" держать деньги в банке "и" потерять деньги", становятся синонимами. Государственные облигации тоже опасны, поскольку суверенные государства подвержены риску дефолта. Пузырь на рынке недвижимости стал кошмаром тех, кто вложил в него капитал. Евро крайне нестабильно. Те, кто взял кредит на квартиру, рискуют в конечном итоге заплатить в 2 или 3 раза больше.

    Кризис затронул всех. Стоматологов в частности. Затраты растут как на дрожжах. Доходы уменьшаются. Бюрократия усиливается. Непроницаемое налогообложение. Из кризиса никак не выйти. Сегодня, в 2018 году, открытие клиники с тремя креслами в Европе стоит усреднено 520 000 евро (без учета стоимости помещения). Молодые выпускники, как и упомянутые выше зубные техники, не могут себе этого позволить. Они могут работать только по найму. Резкое увеличение относительного числа женщин-стоматологов в последние годы является показательным симптомом. Они преимущественно менее амбициозны: такое положение дел их преимущественно устраивает, ведь, работая на других, они могут уделять достаточно времени семье. в то же время статистика свидетельствует, что мужчины все чаще уходят из медицины в другие области.

    Даже франчайзинговые сети находятся в кризисе, но имеют другие перспективы. Им на помощь приходят финансисты с огромными экономическими возможностями – они же частные инвестиционные фонды.

    Одним из немногочисленных расширяемых секторов экономики является именно медицинский сектор, в частности стоматология. Заодно огромные суммы денег должны быть во что-то инвестированы. Какое совпадение.

    Стоматология в США в 2017 году сделала общий оборот в размере 90 000 000 000 долларов.

    Аналитики инвестиционных фондов хорошо справляются с расчетами. Они увидели, что любая простейшая стоматологическая клиника с 3 креслами в худшем случае приносит от 5 до 7% чистой прибыли. Гораздо больше, чем прибыль в других отраслях.

    Нет причин, по которым не стоит вкладывать средства в стоматологию. Возможно, сначала инвестиционные фонды откроют один центр," на пробу", а впоследствии выкупят всю франчайзинговую сеть.

    Проблемы кадров также нет: на рынке труда достаточно безработных стоматологов, а также стоматологов без работы, которые условно работают.

    Цифровые технологии со своей стороны тоже обеспечивают хорошую масштабируемость услуг среднего качества.

    Переходим к конкретике:

    В США "Provident Healthcare Partners" - консалтинговая фирма с многомиллиардной прибылью, взялась за продвижение процесса слияния или выкупа фондами прямых инвестиций крупнейших американских стоматологических сетей. Некоторые примеры: Great Expressions Dental Centers соединились с Audax Group (2008 год, в сумме – более 300 клиник); "Baystate Dentals" 2013 года были приобретены "North East Dental Management"; в "Laser Dentistry for Children" в 2015 году был вложен капитал "Webster Capital", а в 2016 в "Children's Dental Health Associates" – капитал "DFW Capital Partners"; "Aspen Dental Management "соединились с" APG Partners " (550 клиник). За последние 10 лет процессы слияния и "поглощения" малого и среднего бизнеса финансовыми гигантами произошли быстрыми темпами. Уже есть сетевые стоматологии с общим количеством клиник от 800 до 1000. По прогнозам, к 2022 году в США их глобальный оборот должен достичь 170 000 000 000 долларов, в то же время "обычных" стоматологов ждет непреодолимый экономический кризис.

    В Европе такие гиганты, как немецкий "Jacobs Holding AG" (кофейная империя стоимостью 1.000.000.000 евро в Германии) или шведские "Altor Equity Partners", а также группа финансовых инвесторов EQT, оцененные в 6.000.000.000 евро инвесторов, которые приобрели сетевые стоматологии.